+7 919 36-45-472, +7 952 72-60-112

Сибирский тракт - дорога скорби и печали

Как часто мы проезжаем по Московскому тракту, не зная или забыв его славную историю. Тракт, соединяющий Москву с Китаем, имевший протяженность 11 тыс км, в разное время назывался Московским, Московско - Иркутским, Московско - Сибирским, Большим, Осьмой государственной дорогой, Чайный Путь, Великий кандальный .путь.

Это старинный сухопутный маршрут, соединяющий Европейскую часть России с Китаем. Он шел через Урал, Сибирь, Монголию, Китай. После установления торговых соглашений между Россией и Китаем в начале 18 века, возникла необходимость в дороге, которая дала бы возможность обеспечить транспортное сообщение для товарообмена.

До строительства тракта, дорога в Сибирь была возможна только по рекам. при отсутствии речного пути, сухопутный участок проходили волоком. Новая дорога проходила через Москву, Муром, Казань, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск, Кяхту, Монголию, Китай.Протяженность тракта равна 1/4 длины экватора.. Это самая протяженная сухопутная дорога в мире.

Дорога была тяжелой и труднопроходимой в распутицу, но это долгие годы была главная дорога России, она имела первую категорию. Активно осуществлялся товарообмен между городами и регионами, на всей протяженности тракта образовывались новые поселения, города и села, устраивались торговые ярмарки.

По тракту возили государеву почту. почтовые повозки были оборудованы валдайскими колокольчиками, которые давали приоритет почтовым курьерам в бесконечном потоке повозок. которые тянулись по дороге в оба направления. Строгое правило обязывало уступать дорогу повозкам с валдайскими колокольчиками, а станционные смотрители должны были, заслыша их звук, срочно готовить сменных лошадей.

Заботы по обустройству дороги, ее расширению, прокладке и укреплению покрытия, легли на плечи местных крестьян. По решению Екатерины II, вдоль дороги следовало высаживать березы. Корни ее поглощают в огромном количестве влагу, что шло на пользу тракту, а также, сбившийся в ненастью путник, мог ориентироваться по березкам. Посадка берез и уход за деревцами лег на плечи крестьян.До наших дней сохранились некоторые деревья с тех далеких времен.

По тракту в Сибирь шли в Сибирь арестанты, гремя кандалами. Вся дорога была разбита на 61 этап, оснащенных этапными острогами, где после 2-ух дневного пути, катаржане получали долгожданный отдых. Кузнец расковывал кандалы, на время отдыха, а затем обратно заковывал.  Всего путь арестанта из Москвы в Иркутск занимал 2 года. 

Арестанты часто сбегали или умирали по дороге. Конные конвоиры ловили первого встречного, поплняя численность до отчетного количества, а умерших складывали в повозку. тогда и появилась поговорка, доставить живым или мертвым.

Постепенно, за отсутствием денег в государевой казне, дорога начала приходить в упадок. С приходом железной дороги, и вовсе необходимость в ней начала отпадать. И только в 20 веке с приходом автомобильного транспорта снова вспомнили про Великую государеву дорогу.

В 20 - 30 годы 20 века началось асфальтирование и обустройство дороги. Со временем она меняла свою траекторию на разных участках. Так, на Урале, участок от  Перми до Екатеринбурга. носил название Кунгурской дороги. Велика заслуга Татищева, он ходатайствовал о смене маршрута, пустив дорогу по более оптимальному и короткому пути.

Окончательно асфальтирование было окончено только к 1993 году. Дорога путешественников, ученых и каторжников, теперь стала дорогой автолюбителей и дальнобойщиков. 

Прокладка Сибирского такта стала причиной заселения необжитых уголков Урала и Сибири, она оживила экономику России, усиливала товарообмен между областями и государствами. По ней шли обозы из Европейских государств, которые торговали с Китаем, т.к другого пути не существовало.Всего по ней прошло 1,5 млн заключенных. Круглогодично по ней тянулись непрерывной цепочкой обозы в Китай и обратно.

Аватар пользователя Рима

Задать вопрос

Остались вопросы? Спрашивайте, с радостью ответим.

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.